– В автобизнесе проводить официальную пресс-конференцию есть смысл тогда, когда инфоповод инновационен и значим не только для самой компании, но и для отрасли в целом. Раскрытие годовой отчетности уже никому не интересно, а вот вывод на рынок принципиально нового продукта, запуск госпрограммы или открытие автосалона с большой вероятностью заинтересует СМИ. Мы традиционно собираем конференции, когда открываем новые дилерские центры. Там присутствуют представители нашего холдинга, автопроизводители, члены автомобильного сообщества. Отрасль довольно узкая, журналисты и ТОПовые персоны знают друг друга и, как правило, проблем с тем, чтобы собрат СМИ не возникает. Кроме пресс-конференций мы используем менее масштабные программы – пресс-брифинг, бранчи, пресс-подходы, рассчитанные на 8-15 журналистов. Этот инструмент хорошо подходит для менее масштабных мероприятий – презентаций новых автомобилей, развлекательных клиентских мероприятий, в которые интегрирована пресс-часть, и т.п.
Последнюю пресс-конференцию мы проводили в конце 2017 года на открытии автосалона АвтоСпецЦентр Nissan Внуково, она собрала порядка 30 представителей СМИ, если бы не территориальные особенности локации, можно было бы рассчитывать на 40-50 человек. При этом последний пресс-брифинг мы проводили весной, когда подводили итоги кобрендинговой акции с партнерами. В среднем у нас получается по 1-2 масштабных пресс-конференции в год плюс 3-5 брифингов-завтраков. В этом году мы хотели провести итоговую пресс-конференцию, но изменения в составе ТОП-менеджмента компании привели к тому, что мы отменили это мероприятие.
Конечно, пресс-конференции давно потеряли свою первостепенную суть – получение информации первыми из первых уст. Сейчас это скорее теплые встречи профильных журналистов с представителями отрасли и друг с другом, дополнительный повод собраться, пообщаться, ну и конечно задать интересующие вопросы по теме. В последние годы многие редакции максимально оптимизировали штат сотрудников, часть журналистов пишут на несколько разных тем. При этом компании проводят достаточно много пресс-мероприятий, иногда даты и темы пересекаются, и журналисты выбирают, куда им пойти. Если тема действительно актуальная, то СМИ придут на пресс-конференцию вне зависимости от дня недели и времени. Если же тема мероприятия второстепенна, журналисты могут не прийти, поскольку вся информация сейчас день в день направляется в СМИ в формате пресс-релиза. Т.е. если нет необходимости в эксклюзиве, то мероприятие можно пропустить и разобрать накопившиеся в редакции дела.
Для того чтобы «заманить» журналистов на мероприятие, тема которого не слишком инновационна, однако необходимо присутствие СМИ, следует организовывать эвент, включающий в себя не только официальную часть, но и развлекательную программу, фуршет, подарки. При этом надо понимать, что развлекательная часть журналистам также приелась – поэтому я рекомендую подбирать необычные мастер-классы и выступления, дарить полезные подарки, кормить вкусной едой и угощать хорошими напитками. Плюс выбирать интересную площадку с хорошей транспортной доступностью, либо организовывать трансфер. Если мероприятие проходит в выходной день, я стараюсь организовывать эвент «для всей семьи», куда журналисты смогут приехать с детьми или друзьями и не только поработать на официальной части, но и просто хорошо провести время.
Выход нужных публикаций – только фоллоу-ап и обзвон журналистов по итогам. Конечно, сначала мониторинг, чтобы зря не дергать людей. Но даже если журналист посетил мероприятие, нет никаких гарантий, что выйдет публикация. Все зависит от полученного контента, от собственной позиции журналиста и его отношения к инфоповоду, а также довольно часто от его взаимоотношений с пресс-секретарем компании. Иногда мои коллеги говорят мне, что я на мероприятиях только ем, пью и развлекаюсь с журналистами. Но это не совсем так, я выстраиваю дружеские отношения со СМИ, что очень важно в нашей профессии, а лично для меня важно, чтобы эта дружба была искренней.
Я думаю, что онлайн-конференции в ближайшее время не смогут заменить очные встречи. Как я уже сказала, сейчас пресс-конференция – это не только официальная часть, но и живое общение и повод встретиться со знакомыми и представителями отрасли. Смысла проводить онлайн-конференции я не вижу – в подобном формате можно просто разослать пресс-релиз и ждать обратной связи (опять же онлайн, по почте или по телефону) от заинтересованных СМИ. К тому же качество связи при онлайн-конференциях зачастую оставляет желать лучшего, теряется половина звука, тормозит изображение и пр. Подобные помехи очень мешают участию. Мне еще хочется сказать пару слов про регионы, потому что там большую роль играет коммерциализация бренда. Многие региональные редакции, прикрываясь законом о рекламе, пытаются вынудить компании на платные размещения по итогам пресс-конференций и в противном случае отказываются отправлять на них журналистов. Личное общение и подарки журналистам тут, как правило, не работают, т.к. «подкупать» надо всю редакцию, а не одного человека. Но и здесь есть выход – заручившись поддержкой локальных органов власти, можно обеспечить явку СМИ на пресс-конференцию, и публикации новостей по теме.
Достаточно пригласить кого-то из уважаемых представителей местной администрации выступить в качестве спикера на мероприятии, что они делают обычно довольно охотно.