Открытая выкладка товаров очень эффективна, поскольку она позволяет повысить уровень продаж. Рост количества покупок объясняется многими факторами, в том числе психологическим; взяв в руки товар, покупатель уже частично ощущает его своим, даже если он его еще не оплатил. Это увеличивает шансы, что товар действительно будет приобретен. Но открытая выкладка — это не только рост продаж и свободный доступ клиентов к продуктам, но и необходимость надежной защиты от краж дорогостоящих электронных устройств.
В этой статье рассказывается о том, какие технические решения для обеспечения безопасности товаров на стеллажах используются сегодня, какие новинки были представлены в последнее время и какие тенденции обозначились на данном рынке.
Автор материала — коммерческий директор компании ООО «СМ ТРЭЙД» Андрей Лабыцин. Работает на рынке безопасности в ритейле с 2001 года. Начинал в качестве менеджера по продажам компании «СМ ТРЭЙД», которая является лидером по поставке, установке и сервисному обслуживанию противокражных решений в ритейле. В 2011 году был назначен коммерческим директором 000 «СМ ТРЭЙД».
Статья вышла в журнале «Управление магазином» в октябре 2013 года.
ОТКРЫТАЯ ВЫКЛАДКА И СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ
Как показывают исследования, почти 50% решений о покупке сегодня принимаются на основе личного взаимодействия покупателя с продуктом. На это влияют многие факторы в том числе психологический.
Зарубежные ритейлеры давно поняли преимущества открытой выкладки, повышающей объем продаж, и перешли к такому способу демонстрации продукции. В России это произошло чуть позже. Но все торговые сети, и зарубежные, и российские, при переходе к открытой выкладке столкнулись с одной и той же проблемой — необходимостью надежно защитить электронные устройства, находящиеся в свободном доступе для покупателей. Дело в том, что дорогостоящие малогабаритные товары не так сложно спрятать и вынести из магазина, причем это может сделать не только профессиональный вор, но и менее опытный злоумышленник.
Первые системы защиты товаров на стеллажах в нашей стране стали использоваться более 10 лет назад. С помощью них тогда защищались радиотелефоны стандарта DECT, мультимедийные плееры, диктофоны, радиоприемники, часть фотоаппаратов и некоторые другие устройства. А работали системы защиты по следующему принципу: к товару крепился электронный датчик, подключенный к блоку управления охранной системы, и при нарушении цепи (например, при разрыве проводов, отклеивании датчика) срабатывала сигнализация.
Этот принцип работы применяется и сегодня в электронных системах защиты от краж (см. фото 3). Отличие в том, что технические решения на рынке стали более совершенными. Появилось больше датчиков, позволяющих обеспечить безопасность самых разных товаров, в частности тех, которые были разработаны в последнее время: смартфонов, планшетов и др.
Фото I. Открытая выкладка товаров
Но электронная защита — не единственное, что используется для обеспечения безопасности товаров на стеллажах в наши дни. Дело в том, что электронные системы не могут гарантировать 100%-ной сохранности продуктов. Если вору удастся, например, перерезать провод или отклеить датчик, прозвучит сигнализация, но злоумышленник может успеть убежать с товаром. И (особенно если магазин находится не в торговом центре, а на улице, в отдельном здании) существует большая вероятность, что вора поймать не удастся.
Именно поэтому ведущие производители антикражных решений разработали новый способ защиты товаров — механическую систему, которая появилась на рынке два года назад. Она более надежная, чем электронная, поскольку ее суть в том, что к товару не приклеивается датчик, а прикрепляются металлические элементы (кронштейны, крепления и т. д.), которые невозможно ни сломать, ни оторвать, ни снять, не причинив вреда самому аппарату. При этом ассортимент кронштейнов, креплений и держателей сегодня очень широк, что позволяет защитить самые разные устройства.
Фото 2. Защищенные товары, находящиеся в свободном доступе для покупателей
Чтобы отличия между электронной и механической системой защиты стали более понятными, приведу следующий пример. Представьте дверь, на которую установлена сигнализация. Владелец квартиры может лишь удаленно контролировать, закрыта она или открыта посторонним человеком: в случае незаконного проникновения в дом сигнализация известит об этом. Но, находясь далеко, владелец может не успеть защитить свою квартиру от кражи. То же самое и с электронной защитой товаров на стеллажах: продавцы могут контролировать состояние устройств, постоянно находящихся в руках у покупателей (на месте ли товар или его пытаются украсть), но могут не успеть предотвратить
Фото 3. Электронная система защиты
А теперь представьте ту же дверь, закрытую на надежный замок, которую без специального ключа открыть никак нельзя. То же самое и с механической защитой: снять конструкцию без специального оборудования (ключа), чтобы украсть товар, невозможно. После установки таких систем ритейлеры отметили значительное снижение уровня воровства в своих магазинах: например, один из крупнейших розничных ритейлеров США зафиксировал 95%-ное снижение краж, а один из крупнейших американских операторов беспроводной связи сообщил о 90%-ном снижении краж. Ведущие мировые бренды, такие как Apple, Samsung, все больше защищают свои устройства именно механическими системами.
Фото 4. Системы защиты товаров на стеллажах XTRIM
Для обеспечения безопасности товаров открытой выкладки в настоящее время также могут использоваться системы-«гибриды», в которых комбинируются электронная и механическая системы. А в некоторых магазинах электроники и бытовой техники помимо антикражных систем на стеллажах устанавливаются и традиционные EAS-системы — их можно увидеть на входе в торговый объект. Отличия между ними заключаются в том, что системы защиты товаров на стеллажах предотвращают воровство непосредственно в торговом зале, а EAS-системы способны обнаружить кражу при выходе покупателя с неоплаченным товаром из магазина. При установке обеих систем уровень безопасности товаров повышается.
Максимальная сохранность товара и минимальный процент потерь от воровства — вот что прежде всего ожидают ритейлеры от системы защиты товаров на стеллажах в настоящее время. Также для них важны такие параметры, как надежность и качество системы, ее окупаемость, отсутствие ложных срабатываний, соотношение «цена — качество», популярность бренда на рынке.
НОВИНКИ РЫНКА И ТЕНДЕНЦИИ
По количеству защищаемых товаров в торговых сетях в России лидером стала европейская компания XTR1M (см. фото 4). Я расскажу на примере XTRIM о некоторых новинках, которые были разработаны в последнее время.
Одна из них — датчики в виде моностоек. Их преимущество в том, что они могут быть размещены оперативно в любом месте торгового зала без использования специального торгового оборудования. Без дополнительных усилий эти датчики можно поставить на пол, на стол или разместить на стене, в результате чего увеличивается оперативность выкладки товаров, и нет необходимости заказывать торговое оборудование, ждать, когда его привезут, смонтируют и т. д.
Еще одна новинка — датчики, предназначенные для защиты от воровства аккумуляторов в смартфонах. До появления таких датчиков эти аппараты защищались следующим образом: помимо основного датчика для телефона к аккумулятору присоединялся дополнительно мини-датчик. Но он мог отклеиваться, вызывая ложные срабатывания. Чтобы устранить эту проблему, компания XTRIM разработала микросенсор, который располагается под аккумулятором. Любая попытка снять крышку телефона вызывает тревожный сигнал.
Среди новинок отмечу также датчики, которые вставляются в стандартный разъем (либо micro USB, либо mini USB) и кроме защиты также обеспечивают питание устройств.
Вообще, системы защиты с функцией подзарядки товаров сегодня пользуются большим спросом на рынке. Проблема в том, что не все производители могут предложить технические решения, которые не только защищают, но и питают устройства. Точно так же не все производители могут предложить универсальные системы, подходящие для большинства товаров и которые можно использовать в течение длительного периода времени, несмотря на расширение ассортиментных рядов и выпуск новых электронных устройств.
Рост спроса на универсальные системы защиты — это одна из тенденций на рынке.
Другой тренд, который появился в последнее время — переход от электронных систем защиты к механическим или «гибридным». Да, пока большинство ритейлеров (особенно в России) еще используют в основном электронные системы, но, сделав тестовые установки механических конструкций, они придут к выводу, что будущее — за ними.
А третья тенденция заключается в том, что стремительно растет спрос на системы защиты для новых устройств, которые появляются на рынке и пользуются большой популярностью. Я имею в виду планшеты, смартфоны и ноутбуки-планшеты.
УСПЕЙТЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ОБЩЕРОССИЙСКУЮ ПРАКТИЧЕСКУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ «УПРАВЛЕНИЕ МАГАЗИНОМ-2014»
Андрей Лабыцин уже в этот четверг выступит на ней с докладом «Новые решения в борьбе с профессиональными кражами в рознице».