Тимур Асланов
главный редактор журнала «Пресс-служба»
Блогер — это интересный интернет-персонаж, который умеет круто рассказывать истории. У хорошего блогера подписчиков больше, чем у всех аккаунтов вашей компании и аккаунтов сотрудников вашей компании вместе взятых. У одного такого персонажа авторитета больше, чем у любого журналиста (за исключением десятка наших общих знакомых вроде Познера, Парфенова, Тимченко и иже с ними).
Если один из блогеров вскользь похвалит вашу компанию, об этом узнают десятки тысяч человек. Скорее всего, пара тысяч из них после этого заглянут на ваш сайт. Скорее всего, пара сотен из них что-то у вас купят. Скорее всего, они расскажут об этом своим друзьям в социальных сетях или лично.
В общем, блогер — со всех сторон полезная личность. Поэтому наравне с пресс-турами и пресс-конференциями стали появляться блог-туры и блог-конференции. На крупные события блогеров зовут так же часто, как журналистов крупнейших федеральных СМИ.
Разновидности блогеров
Если сильно упрощать, то есть два типа блогеров:
- Первые — раздутые искусственным путем. Сегодня они забивают все топы популярных блог-платформ. К таким «дутышам» относятся бьюти-блогеры, различные сборники популярных шуток (к примеру, ЖЖ «Самый сок»). В последнее время к этой когорте прибавились блоги про путешествия, которые легко подкупают красивыми картинками.
- Вторые — блогеры, появившиеся по законам эволюции. Их блоги живут давно и стабильно, аудитория туда приходила постепенно. У таких персонажей в подписчиках — сплошная лояльность и нежная любовь.
Пиарщика интересны оба типа блогеров. Первым можно просто заплатить за хороший отзыв. Рассказывать о них, в сущности нечего: надо просто мониторить платформы и смотреть, у кого больше людей, больше комментариев и share. Со вторыми придется поработать. За деньги давать положительный отзыв о чем-то неизвестном или неинтересном они не будут, чтобы не подмочить репутацию. Поэтому придется попотеть и выстроить отношения. Впрочем, ведь суть работы пиарщика именно в этом.
Как выбрать блогера
Выбирайте блогера исключительно по цитируемости и активности его подписчиков. У каждой платформы есть свой рейтинг: можно искать через него. Если у вас узкая аудитория, ищите такого же узкого блогера-специалиста.
Помните, что топ-блогеры (из первой сотни рунета) — ребята непростые и искушенные. Они активно ездят в блог-туры, тест-драйвят все суперновинки, дегустируют лучшие образцы и так далее. С ними нужно много возиться, предлагать суперэксклюзив. Если у вас нет возможности посадить интернет-героя за штурвал самолета, лучше выбирать блогеров из второго эшелона, у которых не сотни, но десятки тысяч подписчиков.
Как заинтересовать блогера
Заинтересовать блогера можно опытом, которым они поделятся со своими подписчиками. Это должно быть что-то необычное. То, чего человек не делает и вряд ли сделает в своей повседневной жизни, зато с удовольствием об этом прочитает.
Пример хорошего, почти полностью коммерческого блога — это «НедоСМИ» Сергея Мухамедова. Его постоянно приглашают на классные мероприятия, откуда он возвращается с прекрасными фотографиями и небольшими интересными текстами. Кстати, это один из первых блогов в рунете.
Как работать с блогером
Как писал портал «Цукерберг позвонит», блогер — это человек-золотце. Его нужно носить на руках и дуть на ранку. Есть несколько правил, без которых вам не стать своим в блог-тусовке.
- Не приглашайте блогера на унылые пресс-завтраки или обеды. Если они будут ходить на все подобные мероприятия, то быстро станут толстыми. Кушать и слушать не так интересно, как кажется.
- Особенность аудитории блогеров: эти люди в вас не заинтересованы. Следовательно, их надо заинтересовать (читай: удивить).
- Чем вы хотите удивить блогера? Если он не удивится сам, то не удивит своих читателей. Удивительным может быть событие или вещь.
- Не пытайтесь заманить блогера звездой или другим блогером. Ваш гость — сам по себе звезда. Это он должен быть в центре внимания, а не кто-то еще. Перечислите в письме вип-приглашенных, но не акцентируйте ни на ком внимания.
- Не работайте со злостными копипастерами, которые вышли в топ за счет недалекой аудитории и ботов. Если другие блогеры увидят их в списке приглашенных, доверия к вам не будет.
- Перед тем, как приглашать блогера, почитайте его посты. Ему точно будут интересны ваше мероприятие или ваш товар?
- Всегда отправляйте именные письма. Никаких массовых рассылок и безличных обращений.
- Если речь идет о событии, жирным шрифтом в приглашении указывайте время и место встречи, добавляйте карту. Интернет-герои — занятые люди, у них нет времени разбираться.
- Если блогерам придется добираться на событие самим, ищите удобное место в центре города. Если место проведения находится далеко, организуйте транспорт.
- Сделайте небольшой пресс-пакет или брошюру, где будут точное название, расписание встречи и главные действующие лица, чтобы блогеры случайно не наврали, когда будут рассказывать о мероприятии. Продублируйте информацию на почту гостя.
- Позаботьтесь о том, чтобы ваша команда, все организаторы и волонтеры знали приглашенных блогеров по имени и в лицо. Это вежливо и полезно: когда гостю что-то потребуется, они придут на помощь. Одними бейджиками тут не ограничишься.
- Обеспечьте блогера деталями, о которых другие люди ниоткуда больше не узнают. Познакомьте со специалистами, которые могут рассказать что-то интересное, или проведите в места, в которые сложно попасть.
- Заранее подумайте о площадках, от куда будет удобнее делать фотографии. С них должно быть отлично видно то, что вы хотите всем показать (здание, действо, предмет, человека). Если это экшн, засуньте блогера в гущу событий.
- Если блогер просит куда-то его отвести и что-то ему показать, не отказывайте (только если речь не идет о военной тайне). Чем больше вы покажете, тем интереснее будет о вас читать. И предупредите об этом всю свою команду.
- Если вы хотите, чтобы блогер рассказал о вашем классном продукте, дайте ему попробовать. Продаете машины? Устройте адски крутой тест-драйв на больших скоростях или по жуткому бездорожью. Продаете часы? Суньте их вместе с блогером под воду и пусть он засекает время.
- Если мероприятие рассчитано исключительно на блогеров, это должен быть чистый эксклюзив, а гостей — не больше пяти человек. Иначе что в этом уникального?
- Если вы хотите, чтобы блогер протестировал какое-то устройство и рассказал о нем публике, оставьте устройство в подарок. Это вполне может заменить оплату.
- Всегда будьте вежливы и предупредительны с блогером, даже если он ведет себя по-свински.
- Не требуйте писать хорошее. Если вам нужна только лесть — прямо ее купите у первого типа блогеров. Для этого не нужно звать в пресс-туры или давать машину на тест-драйв.
Блогер опаснее журналиста: если у журналиста была плохая гостиница, он не напишет об этом в новости. Но если плохая гостиница была у блогера, он не только напишет об этом, но еще и животрепещующие фотографии приложит.
Блогер полезнее журналиста: его рекомендация несет огромный авторитет, а журналисты, как мы знаем, рекомендации давать не могут.
Поэтому заботьтесь о блогерах, любите их и зовите в гости почаще.
Если вы хотите более глубокого разговора на эту и другие тему, касающиеся инструментов работы пиар-специалистов, приходите на наши мероприятия:
20 августа, Москва – семинар Тимура Асланова «PR и продвижение в интернете и социальных сетях» — http://conference.image-media.ru/prnet/
21 августа, Москва – семинар Тимура Асланова «Секреты и техники написания эффективных PR-текстов» — http://conference.image-media.ru/pr-texts-2015/
26-27 ноября, Москва – Общероссийская практическая конференция «ПРЕСС-СЛУЖБА-2015: новые технологии PR-работы» — http://conference.image-media.ru/press2015/