Искусство увольнения: как расстаться в хороших отношениях?

Тимур АслановТимур Асланов, главный редактор издательского дома «Имидж-Медиа»

Есть такой фильм – «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни в главной роли. Его персонаж специализируется на увольнении старейших сотрудников крупных компаний. Даже их суровые боссы, которые могут рвать и метать на планерках и совещаниях, не рискуют сказать кому-то «Ты уволен». Это действительно сложно, тем более, если человек долгое время плодотворно на вас работал и вносил вклад в успех.

Цитата из фильма

— Натали, что, по-вашему, мы делаем?

— Мы готовим людей, только что потерявших работу, к эмоциональным и физическим препятствиям, одновременно минимизируя юридические проблемы.

— Это то, что мы продаём, но делаем мы не это. Мы облегчаем страдания чистилища, переправляем страдающие души через реку ужаса, пока вдали не забрезжит надежда. Тогда мы останавливаем лодку, бросаем их в воду и заставляем плыть.

Но увольнять придется.  Статистика 2015 года говорит, что каждую неделю без работы остаются около 20 000 человек. Когда момент настал, не надо звать Джорджа Клуни: просто не пытайтесь поставить себя на чужое место, сохраняйте спокойствие и будьте объективны. Есть несколько предпосылок для увольнения.

  • Отвратительное поведение: опоздания, длинные обеды и перекуры, прогулы без предупреждений.
  • Снижение производительности: затяжные проекты, срывание сроков, жалобы на загруженность.
  • Мятеж: постоянная прилюдная критика в адрес руководства,  обсуждение с сотрудниками некомпетентности начальников, саботаж.
  • Жалобы от партнеров и заказчиков.

Увольнение – это всегда крайняя точка, которой должны предшествовать обоюдные попытки исправить ситуацию. Конечно, если речь не идет о вопиющем нарушении.

Всё можно исправить

Профессионала, который хорошо взаимодействует с командой и знает корпоративную культуру, увольнять не хочется. Есть план, с помощью которого увольнения можно избежать.

  1. Поговорите с сотрудником: объясните ситуацию,  покажите, что уверены в возможности решить проблему. Подробно разъясните, что будет, если проблему решить не удастся.  Во время разговора делайте акцент на проблеме, а не человеке.
  2. Узнайте мнение сотрудника о сложившейся ситуации.  Выясните причины проблемы, чтобы помочь с их устранением.
  3. Попросите у сотрудника предложить способы решения проблемы. Он предложит те варианты, с которыми ему будет легче справиться.
  4. Составьте план действий. Он вполне может быть оформлен как проект.
  5. Попросите сотрудника обращаться к вам за помощью в любой ситуации, а не пускать все на самотек и самострах.
  6. Назначьте следующую встречу, на которой вы подведете итоги и примите окончательное решение.

Если беседы и попытки исправить ситуацию не помогают, не нужно с ними затягивать. Рынок сотрудников большой, вы обязательно найдете сильного специалиста.

Лучший день для увольнения

Вернее всего сообщать новость в понедельник, вторник или среду. Тогда вторая половина рабочей недели уходит на  быстрое принятие мер. Если увольнять сотрудника перед выходными, то у него будет время раскиснуть и увязнуть в неутешительных мыслях. Лучше дать возможность сразу начать что-то делать и не отступать.

Правила справедливого увольнения

Увольняйте лицом к лицу

Никаких электронных писем, звонков, джорджев клуни и пауэр рейнджеров. Если вы в отъезде,  увольняйте по возвращении.

 Увольняйте при свидетелях

Не давайте сотруднику повод говорить о несправедливости,  критиковать руководство, подавать в суд. Для этого пригласите на встречу еще одного сотрудника, который по мнению коллектива будет максимально непредвзят.

Не мусольте проблему

Увольнение не должно быть внезапным. Если исходить из этого, сотрудник уже знает, в чем проблема. И лишнее напоминание будет лишней жестокостью.

Не давайте повода считать, что решение не окончательное

Найдите простую и точную формулировку, которая не оставит шанса. Оставлять человека в подвешенном состоянии – также плохо, как и увольнять без предупреждения и обоснования.

Дайте возможность прийти за вещами в удобное время

Не всем хочется встречаться с коллективом сразу после увольнения. Кому-то будет приятней забрать свои вещи на выходных.

Не заканчивайте разговор на повышенных или негативных тонах

Чтобы этого избежать, нужно предупреждать сотрудника заранее, давать ему шанс исправиться и аккуратно подходить к вопросу увольнения.

Дополнительно расскажите, за что вы цените сотрудника и как важен его личный вклад в дело компании. Подскажите, на что сделать акцент при поиске работы, и напишите хорошее рекомендательное письмо.

Используйте чеклист

Надеюсь, увольнения для вас находятся не в порядке вещей. Чтобы делать это профессионально, используйте чеклист:

  • Имя и должность сотрудника._____________________________________________
  • Дата заполнения _______________________
  • Заявление об увольнении.
  • Отметка HR-отдела.
  • Отметка из бухгалтерии.
  • Отметка системного администратора (прекращение доступа к внутренним сетям, телефонии, системе безопасности).
  • Отметка офис-менеджера  или хозотдела (контроль за имуществом компании). 

Для каждой отметки могут быть свои «подграфы». Например, в бухгалтерии отмечают выплату зарплаты, выходного пособия, неиспользованных отпускных и т.д. HR-отдел ставит отметки о наличии заявления на увольнение, возвращении бумаг.

Вы можете составить свой чеклист. Возьмите его с собой на встречу, чтобы сотрудник быстро выполнил задачи по списку и не возвращался на бывшее рабочее место лишний раз. Как правило, это неприятно.

_______________________________________________________________________________________________________

УП

Если вы хотите более глубокого разговора о том, как нанимать, мотивировать и увольнять персонал, приходите 24-25 июня на конференцию «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ-2015».

Подробная программа и регистрация тут: http://conference.image-media.ru/hr2015/

< вернуться в раздел Блог

Короткая ссылка: http://conference.image-media.ru/uAyf8